Крупногабаритные шины: тонкости выбора
2019-11-13
Крупногабаритные шины предназначены для повышенных нагрузок. Поэтому они отличаются от обычных не только размерами, но и структурными особенностями конструкции, подбором материалов. Такие покрышки очень узкоспециализированы. Поэтому свое предназначение они выполняют на недосягаемом для универсалов уровне. Такую резину устанавливают на колеса карьерных самосвалов с высокой грузоподъемностью, спецтехники. При этом учитывается не только модель транспортного средства, но и условия его эксплуатации.
Функциональные особенности
Крупногабаритные шины изначально разрабатываются как оснащение для тяжелых транспортных средств, используемых в жестких условиях. Конструкторы стараются максимально усилить те параметры, которые испытывают самую большую нагрузку. Есть покрышки с максимумом по всем параметрам, но они не только очень дорогие, но и ограничивают возможности техники, на которой применяются.
Вот некоторые из них:
- Вертикальная нагрузка. Грузовики с большой наполняемостью предназначены для движения по прямым магистралям – соответственно, имеют малый износ на твердых поверхностях, шоссейный протектор с неглубоким водоотведением для хорошего сцепления. Учитывают необходимость частого, в том числе экстренного, торможения.
- Грунтозацепы. Шины с глубоким протектором устанавливаются на спецтехнику или грузовики, предназначенные для перевозок по бездорожью. Они сразу накладывают ограничение по скорости (не более 60-70 км/ч). А на твердом покрытии дают недостаточное сцепление с поверхностью и затрудняют управление транспортным средством.
- Слойность корда. Чем она выше, тем выше устойчивость шины к боковым нагрузкам и грузоподъемность. Но и сама шина при этом тяжелее (соответственно, больше нагрузка на ось). Максимальные показатели выбирают для техники, работающей в карьерах, на каменных осыпях, строительных площадках.
- Рисунок протектора. «Клюшка» – это мощные грунтозацепы для мягкой, рыхлой, липкой поверхности – обеспечивает хорошее сцепление с поверхностью и самоочищение. «Елка» – это идеальный вариант для движения по бездорожью, но самоочищение хуже, чем у «клюшки», поэтому не подходит для подзолистых грунтов. «Шашка» не имеет выраженных грунтозацепов, но обеспечивает отличное водоотведение и хорошее сцепление с твердой каменистой поверхностью – подходит для спецтехники угольных и рудных карьеров.
Отличается также выбор крупногабаритных шин по временам года. Так, покрышки для грузовиков, движущихся исключительно по автомобильным магистралям, в зимнее время должны учитывать высокую вероятность снега на дорогах – удаленные участки редко очищаются. Соответственно, лучше потерять скорость, чем вообще лишиться ее на бездорожье.